понедельник, 31 марта 2014 г.

Явление Богоматери в России.


Первые упоминания о Деве Марии на Руси датируются от написания апостолом Лукой первой иконы Богородицы, именуемой Владимирской. Осененный свыше апостол Лука, получив дар первого в Христовой церкви иконописца, изобразил на доске видимый им духовными оком лик Пресвятой Девы.
Богородица, как повествует житие святого евангелиста Луки, при виде иконы воспела Величальную: «Отныне будут ублажать Меня все роды». И сказала: «Благодать рожденного Меня и Моя да пребудет с сей иконою во веки. Мой покров и благодатное заступничество обретут все, кто будет призывать Мою помощь, молясь перед иконами с Моим изображением. Господь пошлет им неизреченные милости и щедроты из Царства Своего».
Благословив апостола, Дева Мария предначертала судьбу иконы и чудеса сопутствующие ей в Иерусалиме и Константинополе, Вышгороде и Владимире и всей Руси. «Я приду с этим образом на Русь Святую и явлю многие чудеса и знамения покрова на сей дивной земле, посвященной Мне от века», - сказала Богородица, подробно раскрывая святому апостолу многие тайны страны, которую Она назвала Святою Русью.
До середины V века икона находилась в Иерусалиме, в храме, воздвигнутом в честь Богоматери. Во время  правления императора Феодосия Младшего Дева Мария явилась одному монаху-послушнику и просила передать патриарху, чтобы икона была перенесена из Иерусалима в Константинополь. В начале XII века она была подарена князю Юрию Долгорукому и находилась в монастыре города Вышгорода. Богородицу видели десятки священников и паломников. Богоматерь Владимирская появлялась над храмом в сиянии ослепительного света.
Слух о чудесах в Вышгороде дошел до князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого. Князь посетил женский монастырь. Во время его паломничества сияние иконы усилилось настолько, что он князь мог видеть образ Девы Марии, смотрящей на него с любовью и, казалось, что-то говорящей. Андрей, словно наяву, услышал: «Возьми сей образ Мой и перенеси в суздальскую землю». Чудотворную икону поместили в специально сооруженную повозку, запряженный лошадьми. Торжественный кортеж, прошествовав через Владимир. В 10 верстах ниже города по течению р. Клязьмы, лошади внезапно остановились как вкопанные. Коней заменили, но и новые лошади не могли тронуться с места. Князь Андрей сошел со своего коня, поцеловал Владимирскую землю и вознес руки в молитве к Богородице.  В это время Дева Мария явилась ему со свитком. Она стояла на белом облаке. Сонмы русских святых, отшельников, юродивых и апостолов взирали на Пречистую.
«Что означает свиток сей?» - спросил Андрей Боголюбский у Богородицы. Внутренним слухом князь услышал царственный голос Девы Марии: «Сия скрижаль от книги жизни. В ней имена всех святых, прославленных в церкви, тайна спасения, имена любящих Меня и прибегающих к Моему заступничеству». «Воздвигни на сем месте храм в честь Моего Непорочного Зачатия. Я буду оказывать Свой покров всем, кто исповедует Меня своей Непорочной Матерью».
 Это местечко стали называть Боголюбовым и вскоре поставили там церковь. Дева Мария открыла князю Андрею тайну Святой Руси: «Я от века Покровительница Святой Руси, - сказала Богоматерь, - которая созиждена по Моему образу, Вечной Девы. Пока Россия будет поклоняться Пресвятой Деве, Матери Христа, приснодевственная Ее красота будет отражать все стрелы вражии: варваров, бедствия и всякое бесчестие. Как только прекратится поклонение Мне как новому Творению, как Победительнице дьявола, как могущественной Деве, Россия потеряет силу и будет ввергнута во тьму».
В 1174 году Андрей Боголюбский был убит в результате боярского заговора. Дружинники заговорщиков тут же кинулись грабить имущество князя. В городе началась резня. Тогда священник Николай, прибывший вместе с Боголюбским еще из Вышгорода, надел облачение, взял икону и пошел с ней по улицам Владимира. Мятеж утих, город остался цел.
После гибели Андрея Боголюбского Владимир отдали во владение его племянникам Ярополку и Мстиславу Ростиславичам. Они ограбили Успенский храм, забрали золото и серебро и захватили себе земли, которые пожертвовал храму Андрей. Чудотворную икону Богоматери Ярополк отдал своему племяннику Глебу Рязанскому. Это деяние возмутило жителей Владимира.  Они восстали, решив изгнать Ростиславичей. Дружинники князя, не принимая боя, бросили знамя и кинулись бежать, как говорили потом, «гонимые гневом Божиим и Святой Богородицы», а испуганный Глеб поспешил возвратить икону городу.
С тех пор почти два с половиной века икона была покровительницей Владимира. В 1185 году в городе сгорел соборный храм со всем, что в нем было, – однако образ уцелел. Во время нашествия татар под предводительством Батыя он лишился драгоценного оклада, но сам остался невредимым. С его помощью князь Дмитрий Донской одержал победу над Мамаем в 1380 году.
1160 г. Эразм, инок Киево-Печерского монастыря, пожертвовал все свои деньги на украшение Печерской церкви, но потом очень пожалел об этом и заболел от переживаний. Семь дней он лежал в беспамятстве, но на восьмой внезапно поднялся в постели и рассказал, что видел Богородицу с Сыном на руках. Она сказала: «Эразм, поелику ты украсил церковь Мою иконами, и Я украшу тебя в церкви Сына Моего; встань, покайся, облекись в ангельский образ, а на третий день я возьму тебя к Себе как возлюбившего благолепие дома Моего». Эразм выполнил все, что повелела ему Дева Мария, и на третий день скончался.
1165 г. Св. Иоанн, будущий архиепископ Новгородский, с братом строили каменный храм, но деньги заканчивались. Тогда они обратились с молитвой к Деве Марии. Явившись братьям во сне, Божия Матерь сказала: «Зачем вы впадаете в такую печаль и предаетесь сетованию о том, что строительство храма замедлилось? Я не оставлю моления вашего, ибо вижу вашу веру и любовь, в скором времени у вас будет все необходимое для сооружения храма и даже останется излишек; только не оставляйте благого дела и не охладевайте в вере». На следующий день братьям, неизвестно от кого, было переданы золотые монеты, и они благополучно достроили храм.
В 1212 году Дева Мария явилась князю Михаилу Всеволодовичу Черниговскому и его жене. У княжеской четы не было детей и они молились Пречистой о ниспослании даровании им потомства. Однажды ночью появилась Пресвятая Богородица и сказала: «Дерзайте, дерзайте и молитесь; ваша молитва услышана и вот вам знамение: возьмите благоухание и покадите им весь дом свой». После слов Богоматери изумленные  супруги увидели в изголовье своей кровати узелок с благовониями. Через несколько дней Дева Мария снова появилась и на этот раз вручила голубицу, что предвещало рождение дочери.
Князь и княгиня отправились в Киев, в Печерский монастырь, где произошло третье явление Богородицы, которую сопровождали преподобный Антоний и Феодосий. Дева Мария возвестила, что у них родится дочь, и велела назвать ее Феодулией, предсказав, что она станет монахиней.
Через некоторое время княгиня действительно родила девочку. Когда Феодулии исполнилось 15 лет ее обручили с суздальским князем Миной. Девушка молилась Богоматери, чтобы та помогла ей, поскольку хотела постричься в монахини. Тогда и ей явилась Дева Мария и сказала: «Чти отца и матерь и не противься своим родителям. Не бойся: скверна мира сего не прикоснется к тебе, и твоего брака не будет…».
Княжна так и не вышла замуж. Ее нареченный муж умер, а она, с именем Евфросиния, постриглась в суздальском монастыре, где впоследствии стала игуменьей. Незадолго до кончины Евфросинии Суздальской явилась Богородица и предрекла, что город постигнет великое землетрясение, знак гнева Божия на его жителей и монахов. Старица сообщила иерархам о видении и предстоящем бедствии: «По грехам нашим великая беда придет на Суздаль. И не тщитесь тогда искать помощи святых и молитв Пресвятой Богородицы, если не станете каяться и просить о милости Бога».
Пророчество Евфросинии привело в замешательство суздальских служителей Церкви. В тот же день, во время молитвы в храме,  затряслась и треснула земля, а сквозь зияющие трещины раздался вопль чудовищ ада и вопль тысяч грешных душ. Страх и ужас объял всех жителей Суздаля. Гигантское серое облако пыли заволокло небо и покрыло город тьмой. Падая, в полной темноте, вслепую бежали жители, кто в храм, или куда глаза глядят, спасаясь от бедствия, обрушившегося на город. В церкви в кромешной тьме раздавались чьи-то умоляющие голоса: «Пресвятая Богородица, спаси нас». Наконец, молитва в храме остановилась, и настала гнетущая тишина, точно собор провалился под землю.
Покой сохраняла только преподобная Евфросиния. Она восхищенно смотрела в небо и повторяла: «Кайтесь, и Господь простит. Сколько было предупреждений о покаянии, и не были услышаны. И вот, бедствия пришли».
 - «Каемся, Владычица Небесная», - падая на колени, здесь же, твердили десятки верующих. Вокруг Ефросиньи стояло облако света, и ни одного из близких к ней не коснулось бедствие.
- Вижу небо отверстым и в невечернем свете Сына Божия, а пред Ним Пречистую Матерь со святыми угодниками. Будем вместе молиться, да пощадит Господь град наш и прекратится бедствие, - сказала она. Внезапно черное облако рассеялось, а на небесах появился чудный храм, над которым стояла Жена в одежде русской княгини с золотым жезлом и младенцем Иисусом на руках. Землетрясение тут же прекратилось.
Еще несколько раз являлась Богородица преподобной Евфросинии Суздальской. Когда на Руси начались повальные болезни, преподобная обратилась с молитвой к Богоматери. Она явилась ей и обещала: «Я умолю Сына Моего, да дарует Он тебе власть спасать и исцелять всех, кто через тебя будет призывать Христа и Меня, рождшую Его».
В XIII веке Богоматерь явилась трем монахам-аскетам в Киевско-Печерской лавре.  Огненное облако божественного света светилось, как неопалимая купина. А над облаком в ослепительном свете появилась Дева Мария. Она сказала «Я Мать нищих и сирот, чающих неизреченных богатств Моего Божественного Сына». Во время ее появления происходило множество чудесных явлений и исцелений. Больным и страдающим людям Богородица говорила: «Я радость всех скорбящих на земле. Я прихожу утешить сирот в часы скорби и возвестить им о неизреченных благах, приготовленным для них Моим Божественным Сыном». «Я прихожу явить Свою материнскую милость и заступничество Моим детям».
На вопрос: «Какой удел ожидает нас, Владычица?» - «Спросит Всевышний за грехи, но милость Его неизъяснима, и Мое заступничество во многом определяет окончательный удел».
На смертном одре монах Лазарь Муромский (XIV в.) рассказал о явлении Солнечной Жены на Почаевской горе. Преподобный Лазарь описывал, как Богородица в огненных лучах стояла над Почаевом, а святые мужи небесной церкви подходили к Ней за благословением, кланялись и внимали Ее премудрым советам. На этом месте камень запечатлел след Ее правой стопы, который источил воду. И сейчас на Святой Горке в Почаеве на камне близ источника сохранился отпечаток стопы Пресвятой Богородицы. 
В конце XVI века, в день Рождества Пресвятой Богородицы, крестьянин Никита Кучков, живший неподалеку от Хлынова, увидел во сне, будто бы он находится в городе и видит Царицу Небесную с небесными силами и Иоанном Предтечей. Богородица сказала собравшимся вокруг людям: «Вы обещали построить монастырь во имя Мое, зачем же ныне забыли о своем обещании? Есть у вас и строитель, данный вам от Бога. Он скорбит и непрестанно просит о том Господа. Вы презираете его, не исполняете его велений. Если же не исполните Моего повеления, то постигнет вас гнев Божий: пожар, голод и мор».
После чего Богородица указала рукой на место, где нужно построить монастырь.
В 1484 году инок Валаамского монастыря Александр во время ночной молитвы в пещерной келье увидел Богородицу, которая указала ему ярким небесным светом место его будущих подвигов.
– Александре! Изыди отсюда и иди на преждепоказанное тебе место, в нем же возможеши спастись.
На следующий день Александр ушел из монастыря и поселился на берегу Рощинского озера, неподалеку от реки Свирь. В полном уединении он прожил семь лет. Александр прославился под именем преподобного Александра Свирского и заложил основание церкви Покрова Божией Матери.
За несколько лет до смерти Александра еще раз явилась Богоматерь. Однажды ночью Александр молился Богородице о помощи своей обители, потом сказал своему духовному сыну Афанасию, который был рядом с ним:
– Чадо, трезвись и бодрствуй, поскольку будет сейчас посещение чудное и ужасное.
И сразу же прозвучал голос:
– Се Господь грядет и Рождшая Его.
Выйдя из кельи, они увидели яркий свет над обителью. Над фундаментом алтаря заложенной церкви восседала на престоле Богоматерь с Младенцем, в окружении ангелов. Иноки пали ниц перед Ней.
– Встань, избранник Сына и Бога Моего, – услышали они голос. – Я пришла посетить тебя, возлюбленный Мой, поглядеть на основание церкви Моей, потому что услышала твою молитву. А о прочем не скорби.
Александр увидел множество иноков с камнями и инструментами, которые шли к заложенной им церкви. А Божия Матерь продолжала:
– Возлюбленный Мой, если кто и один кирпич принесет для церкви Моей, во Имя Иисуса Христа, Сына и Бога Моего, не погубит мзды своей.
Когда видение окончилось, преподобный поднял Афанасия, который все это время лежал на земле. Инок, рыдая, говорил:
– Скажи мне, отче, что это было за чудное и страшное видение, так что дух мой едва не разлучился с телом от этого неизреченного света?
В настоящее время Александро-Свирский монастырь одна из величайших святынь на северо-западе России.
Явление Пресвятой Богородицы игуменье Таисии, настоятельнице Леушинского монастыря, 27 ноября 1886 года: «С вечера на двадцать седьмое, день Знамения Богоматери, я решилась непременно наутро идти к утрени. Озабоченная этой мыслью, я проснулась в начале четвертого часа, а так как утреня у нас бывает в 5 часов, то, одевшись и приготовившись совсем, легла еще полежать и заснула. В этот краткий промежуток до звонка к утрени мне и привиделось следующее чудное явление.
Все мы в нашей домовой церкви; пришли, чтобы отсюда крестным ходом идти встречать идущую к нам Царицу.
У всех в руках свечи зажженные, а у меня в руках, кроме моей зажженной свечи, еще толстая необожженная восковая свеча, которую мне и приказано, когда придет Царица, зажечь от своей горевшей свечи и подать Ей.
Все мы крестным ходом вышли на монастырскую площадь, где ныне храм, и остановились в ожидании прихода Царицы. Долго, долго Ее не было, так что у нас от свечей оставались в руках лишь маленькие огарки.
Вдруг вдали, по направлению к святым воротам, на горизонте показалось как бы восходящее солнце, между тем как был яркий полдень, и солнце светило над головами. Мы стали вглядываться и увидели, что оно не подымается, как обычно солнцу, а, идя по земле, подвигается по направлению к нам. Когда этот солнечный шар подошел ближе, то ясно можно было разглядеть, что он овальный, то есть продолговатый, и ядро света заключается в самой середине, в центре его. Когда оно подошло еще ближе к святым вратам, то уже ясно все увидели, что это Царица Небесная (во весь рост) шла к нам, Она-то и была ядро света солнечного, а круг, образовавшийся около Нее, были лучи. Как только Она взошла в святые врата обители, над Ней в небе запели невидимые Силы «Достойно есть». Эту же песнь запели и сестры, ожидавшие Ее, зазвонили все колокола, и произошло нечто необычное. Между тем я раздумывала: «Так вот какая Царица пришла, не земная, как я ожидала, а Небесная Царица; так подавать ли мне Ей свечу, приготовленную для Нее, или нет?»

На эту мысль ответила следующая мысль: «Да ведь тот, кто дал такое распоряжение (а кто это был, я не знаю), может быть, и знал, какая Царица придет; да при том же «истинное послушание не рассуждает»; мне велено подать, я и должна». Решив таким образом, я зажгла приготовленную большую свечу от своего горевшего огарка и, подошед к Царице, низко поклонилась Ей, но не в ноги, потому что обе руки были заняты, и молча со страхом и благоговением подала Ей свечу зажженную. Но, к удивлению моему, Она, милостиво смотря на меня, подняла ручку и протянула ее не к подаваемой Ей большой свече, а к моему огарку, который я держала в левой руке, и при этом сказала мне: «Мне угодна свеча, горевшая в твоих трудах для Меня, а эту свечку (указав на большую) возьми себе и снова трудись с ней, пока Я опять приду на то место». Я, объятая благоговением, не могла ни слова вымолвить и молча поклонилась Ей, взявшей из моей руки мой огарок. Тут я снова услышала пение (которое или за разговором с Царицей уже не слыхала, или же действительно оно прекращалось, не знаю) и проснулась, объятая трепетом благоговейным; из этого я поняла, что Царица Небесная как бы благословила Своим посещением место, назначенное для Ее храма (храм в честь Похвалы Богородицы), ибо Она на этом именно месте стояла; благословила и труды мои, приняв прежние и указав новые, большие и труднейшие, которые предстояли мне в деле созидания храма Ее».

Комментариев нет:

Отправить комментарий