Этот апокриф
имел широкое распространение в средние века, в особенности на Руси, где стал
известен под названием «Хождение Богородицы по мукам». Возможно, грешникам,
которые не соблюдают заповеди Божьи, будет полезно познакомиться с откровениями
Девы Марии о будущих наказаниях.
Перевод
выполнен по первому изданию текста в книге: М. R. James. Apocrypha anecdota. V.
I. Cambridge, 1893.
I. Захотела
Пресвятая Богородица пойти к горе Елеонской помолиться. Когда же молилась Она
Господу Богу нашему, сказала: Во имя Отца и Сына и Святого Духа да сойдет
архангел Гавриил, дабы возвестил он Мне о казнях небесных, земных и подземных.
И только сказала Она это слово, как сошел архангел Михаил с ангелами Востока и
Запада и с ангелами Юга и Севера, и приветствовали они Благодатную и сказали
Ей: Радуйся, сияние Отца, радуйся, обиталище Сына, радуйся, повеление Святого Духа,
радуйся, твердыня семи небес, радуйся, твердыня одиннадцати крепостей, радуйся,
поклонение ангелов, радуйся, превосходящая пророков вплоть до престола Божия. И
сказала Пресвятая Богородица архангелу: Радуйся, архистратиг Михаил, слуга
незримого Отца, радуйся, архистратиг Михаил, собеседник Сына Моего, радуйся,
архистратиг Михаил, слава шестикрылых, радуйся, архистратиг Михаил, правящий
всеми и у престола Господа стоящий по достоинству, радуйся, архистратиг Михаил,
имеющий вострубить и пробудить от века почивших, радуйся, архистратиг Михаил,
первый из всех вплоть до престола Божия.
II. Подобно
и всех других ангелов приветствовала Благодатная, и просила архистратига за
терпящих наказание, говоря: Возвести мне обо всем на земле. И сказал Ей
архистратиг: Если спросишь меня, Благодатная, все возвещу Тебе. И вопросила его
Благодатная: Сколько есть наказаний, коими карается род человеческий? И сказал
Ей архангел: Бесчисленны наказания. И сказала ему Благодатная: Возвести мне о
тех, которые в небе и на земле.
III. Тогда
повелел архистратиг Михаил открыться ангелам на Западе, и разверзся ад, и стало
видно терпящих наказание в аду. И было там множество мужчин и женщин, и плач
великий раздался. И вопросила Благодатная архистратига: Кто эти люди, и каково
их прегрешение? И сказал архистратиг: Это, Пресвятая, те, кто не поклонялся
Отцу и Сыну и Святому Духу. За то им здесь наказание такое.
IV. И узрев
в другом месте мрак великий, вопросила Пресвятая: Что это за мрак, и кто те,
что терпят наказание здесь? И сказал архистратиг: Многие души пребывают в этом
мраке. И сказала Пресвятая: Да поднимется мрак сей, дабы узрела Я и это
наказание. И сказал архистратиг Благодатной: Невозможно, Пресвятая, видеть эту
кару. И отвечали ангелы, стерегущие их, и сказали: Повеление имеем мы от
незримого Отца, да не узрят они света, доколе не просияет Сын Твой
благословенный. И опечалилась Пресвятая и пред ангелами возвела взор Свой к
чистому Слову Отца и сказала: Во имя Отца и Сына и Святого Духа да поднимется
мрак, чтобы узрела я и это наказание. И тотчас же поднялся мрак тот и семь
небес покрыл. И было там множество мужчин и женщин, и плач великий раздался, и
поднялся вопль великий. И узрев их, заплакала Пресвятая и вопросила их: Что
делаете вы, бедные? Что с вами, несчастные? И как вы оказались тут? И не
отвечал никто и не внимал. И сказали ангелы, стерегущие их: Что же не скажете
вы Благодатной? И сказали ей наказуемые: Мы, Благодатная, от века света не
видели и не можем поднять вверх взоры. И излилась смола кипящая на них. И
увидев то, прослезилась Пресвятая. И вновь сказали ей казнимые: Отчего
вопросила Ты о нас, Святая Госпожа Богородица? Сын Твой благословенный на землю
пришел, и не вопросил о нас, ни праотец Авраам, ни Иоанн Креститель, ни Моисей,
великий пророк, ни Апостол Павел, и не являлись они нам. И отчего, Пресвятая
Богородица, твердыня Христиан, просящая часто за Христиан, отчего Ты о нас
вопросила? Тогда сказала Пресвятая Богородица архистратигу Михаилу: В чем
прегрешение их? И сказал архистратиг Михаил: Это те, кто не веровал в Отца и
Сына и Святого Духа, и о Тебе, Богородице, не признавал, что от Тебя родился
Господь наш Иисус Христос, и что обрел Он плоть — за то им здесь наказание
такое. И вновь заплакав, сказала им Пресвятая Богородица: Что же вы так
обманулись, несчастные? Не слышали вы, что имя Мое славит вся тварь? И сказала
так Пресвятая, и вновь пал мрак на них, как было вначале.
V. И
вопросил архистратиг: Куда желаешь идти, Благодатная: на Запад или на Юг? И
сказала Благодатная: Пойдем на Юг. И тут же предстали херувимы и серафимы и
четыреста ангелов, и отнесли Благодатную на Юг, где начиналась река огненная, и
было в ней множество мужчин и женщин, одни — до пояса, другие — до горла, иные
же — до темени. И узрев их, вскричала громко Пресвятая Богородица и сказала
архистратигу: Кто эти люди, и в чем прегрешение тех, кто до пояса объят огнем?
И сказал архистратиг: Это те, Пресвятая, кто проклят был отцом и матерью, и за
то им здесь наказание такое, как проклятым.
VI. И
вопросила Пресвятая: А кто те, что до груди огнем объяты? И сказал архистратиг:
Это те, кто блудом себя запятнали, за то им здесь наказание такое.
VII. И
вопросила Пресвятая архистратига: Кто те, что до горла объяты пламенем
огненным? И сказал архистратиг: Это, Пресвятая, те, кто ел мясо человеческое. И
вопросила Пресвятая: Как это возможно, чтобы ел человек мясо другого человека?
И сказал архистратиг: Слушай, Пресвятая, и возвещу Тебе. Это те, кто изверг из
чрева своего детей своих и бросил их на съедение псам. И те, кто отдали братьев
своих пред царями и властителями, — они ели мясо человеческое. За то им здесь
наказание такое.
VIII. И
вопросила Пресвятая: Кто те, что до темени объяты пламенем? И сказал
архистратиг: Это те, Пресвятая, кто за Честной Крест берутся и клянутся ложно:
Клянусь силою Креста Господня. Ангелы дрожат и со страхом преклоняются, а люди
берутся за Крест и клянутся ложно, не ведая, о чем они свидетельствуют.1 За то
им здесь наказание такое.
IX. И узрела
Пресвятая в другом месте человека, подвешенного за ноги, и черви пожирали его.
И вопросила Она архистратига: Кто это, и каково прегрешение его? И сказал
архистратиг: Это тот, кто наживался на золоте своем, за то ему здесь наказание
такое.
X. И увидела
женщину, подвешенную за оба уха, и всякие звери выходили изо рта ее и пожирали
ее. И вопросила Благодатная архистратига: Кто она, и каково прегрешение ее? И
сказал архистратиг: Это входившая в дома чужие и к ближним своим и слова злые
говорившая, дабы вражду творить. За то ей здесь наказание такое.
XI. Узрев
это, восплакала Пресвятая Богородица и сказала архистратигу: Лучше было бы
человеку не родиться.2 И сказал архистратиг: Истинно, Пресвятая, не видела Ты
наказаний великих. И сказала Пресвятая архистратигу: О Михаил, великий
архистратиг, отведи Меня, дабы узрела Я все наказания. И сказал архистратиг:
Куда желаешь Ты, Благодатная, чтобы пошли мы? И сказала Благодатная: На Запад.
И тотчас предстали херувимы и отнесли Благодатную на Запад.
XII. И
узрела облако огня распростершееся, и было в нем множество мужчин и женщин. И
вопросила Пресвятая: Каково прегрешение их? И сказал архистратиг: Это,
Пресвятая, те, кто на рассвете в воскресенье спят как мертвые. За то им здесь
наказание такое. И вопросила Пресвятая: А если не может кто подняться, что
делать ему? И сказал архистратиг: Слушай, Пресвятая. Если у кого подожжен будет
дом с четырех сторон, и окружен будет, и не сможет выйти, тот снисхождение
имеет.
XIII. И
узрела в другом месте скамьи огненные, и сидело на них множество мужчин и
женщин и горели, сидя на них. И вопросила Пресвятая: Кто это, и каково
прегрешение их? И сказал архистратиг: Это, Пресвятая, те, кто не вставал при
священниках, войдя в церковь Божию, и за то им здесь наказание такое.
XIV. И
узрела Богородица в другом месте железное древо, и были у него ветви железные,
и висело на них множество мужчин и женщин на языках своих. И увидев их,
восплакала Пресвятая и вопросила архистратига, говоря: Кто это, и каково
прегрешение их? И сказал архистратиг: Это клятвопреступники, клеветники,
злоречивцы, отделявшие брата от брата. И вопросила Пресвятая: Как можно
отделить брата от брата? И сказал архистратиг: Слушай, Пресвятая, и я возвещу
Тебе об этом. Если некоторые из язычников хотели креститься, и сказал им
кто-либо такое слово: Ты народ неверный, вкушающий нечистое, — то клеветал он,
и предан будет каре вечной.
XV. И узрела
Пресвятая в другом месте человека, подвешенного за руки и за ноги, и из-под
ногтей его исходило много крови, а язык его скован был пламенем огненным, и не
мог он стенать и сказать: Господи, помилуй меня! И увидев его, заплакала
Пресвятая и сказала Она трижды: Господи, помилуй! И когда сотворила это, явился
ангел, имеющий власть над этой карой, и освободил язык того человека. И
вопросила Пресвятая архистратига: Кто этот несчастный, терпящий такое
наказание? И сказал архистратиг: Это, Пресвятая, слуга, не творивший волю
Божию, но поедавший имение церкви и говоривший: Служащий в храме, от храма
пропитается. За то ему здесь наказание такое. И сказала Пресвятая: По вере его
да будет ему. И вновь скован был его язык.
XVI. И
сказал архистратиг Михаил: Пойди сюда, Пресвятая, и покажу Тебе, какие кары
терпят священники. И подошла Пресвятая и узрела пресвитеров, висящих на
двадцати ногтях, и огонь исходил из голов их. И увидев их, вопросила Пресвятая
архистратига: Кто это, и каково прегрешение их? И сказал архистратиг: Это те,
Пресвятая, кто стоял у престола Божьего, и когда распинали тело Господа нашего
Иисуса Христа, рассыпался жемчуг, и страшный престол небесный сотрясся и
подножие Господа нашего Иисуса Христа задрожало, а они не уразумели. За то им
здесь наказание такое.
XVII. И
узрела Пресвятая человека и .зверя крылатого, имеющего три головы, словно пламя
огненное. Две головы были у глаз человека, а третья — у рта его. И увидев это,
вопросила Пресвятая архистратига: Кто этот, что не может избавить себя от пасти
дракона? И сказал Ей архистратиг: Это, Пресвятая, тот, кто читал Святое
Евангелие, но не делал того, что предписано им. За то ему здесь наказание
такое.
XVIII. И
сказал архистратиг: Пойди сюда, Пресвятая, я покажу Тебе, где терпят наказания
ангельский и архангельский чины. И подошла Она и узрела висящих в огне, и
пожирал их червь неусыпный. И сказала Пресвятая: Кто это, и каково прегрешение
их? И сказал архистратиг: Это, Пресвятая, те, кто носил архангельский и
апостольский чин. Послушай о них, Пресвятая. На земле патриархами и епископами
назывались, но имени своего достойны не были. На земле слышали: Благословите,
святые! — а на небе святыми не нареклись, ибо творили они не по чину
архангельскому. За то им здесь наказание такое.
XIX. И
узрела женщин, подвешенных за концы ногтей их, и пламя огненное выходило из уст
их, и сжигало их. И всякие звери, из огня выходящие, пожирали их, и стеная
кричали они: Помилуйте нас, помилуйте, ибо наше наказание хуже всех кар, какие
есть! И узрев их, восплакала Пресвятая и вопросила архистратига Михаила: Кто
это, и каково прегрешение их? И сказал архистратиг: Это, Пресвятая, жены
пресвитеров, кои мужей своих не почитали, но после смерти их замуж выходили. За
то им здесь наказание такое.
XX. И узрела
Пресвятая диакониссу, висящую точно так же над бездною, и зверь десятиглавый
пожирал груди ее. И вопросила Пресвятая: Каково ее прегрешение? И сказал
архистратиг: Это, Пресвятая, архидиаконисса, тело свое блудом осквернившая. За
то ей здесь наказание такое.
XXI. И
других (женщин) узрела, в огонь вверженных, и всякие звери пожирали их. И
вопросила Пресвятая архистратига: Кто это, и каково прегрешение их? И сказал
он: Это те, кто не творили воли Божией, алчные, бравшие лихву и нечестивые,
XXII. И
услышав это, восплакала Пресвятая и сказала: Увы грешникам! И сказал
архистратиг: Что плачешь ты, Пресвятая? Ведь не видела Ты еще великих казней. И
сказала Благодатная: Возвести же мне, Михаил, великий архистратиг вышних сил,
дабы узрела Я все наказания. И сказал архистратиг: Куда желаешь Ты, чтобы пошли
мы: на Восток или в левую часть Рая? И сказала Пресвятая: В левую часть Рая.
XXIII. И
только молвила Она эти слова, предстали херувимы и серафимы и отнесли
Благодатную в левую часть Рая. И вот, текла там река великая, и вид той реки —
чернее смолы, и было в ней множество мужчин и женщин. И пылала она, словно печь
кузнечная, и как на бушующем море были волны ее, заливавшие грешников. И когда
вздымались волны, погружались грешники на тысячи локтей и не могли поднять взор
и сказать: Помилуй нас, Судия справедливый! Ибо пожирал их червь неусыпный, и
не было числа пожирающим их. И узрев Пресвятую Богородицу, воскликнули ангелы,
наказующие их, в один голос: Свят Бог, умилосердствовавшийся чрез Богородицу.
Благодарим Тебя, Сын Божий, ибо от века не видели мы света, а сегодня чрез
Богородицу узрели свет. И вновь воскликнули в один голос, говоря: Радуйся,
Благодатная Богородица, радуйся, светильник огня священного; радуйся и ты,
архистратиг Михаил, старейший, нежели вся тварь. Велика скорбь наша, ибо
созерцаем мы грешников наказуемых. И узрев ангелов униженных, заплакала
Пресвятая и сказала: Увы грешникам и пребывающим с ними! И подошла Пресвятая с
архангелом Михаилом, и все войско ангельское один глас возвысило, говоря:
Господи, помилуй! И когда сотворили они молитву непрестанную, улеглась буря на
реке, и успокоились волны огненные, и явились грешники, подобные зерну
горчичному. И узрев их, заплакала Пресвятая и сказала: Что это за река, и что
за волны на ней? И сказал архистратиг: Эта река — огонь внешний, а терпящие
муки — Иудеи, распявшие Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и
отвергнувшие святое крещение, и блудившие при несожженном еще мире, и блудившие
с матерью и дочерью, и отравители, и убивавшие мечом, и душившие младенцев. И
сказала Пресвятая: По вере их да будет им. И тотчас поднялись волны над
грешниками, и объяла их тьма. И сказал архистратиг: Слушай, Благодатная. Если
ввержен кто во тьму эту, не остается памяти о нем пред Богом. И сказала
Пресвятая Богородица: Увы грешникам, ибо неугасимо пламя огненное!
XXIV. И
сказал архистратиг: Пойдем, Пресвятая, и покажу Тебе озеро огненное. Посмотри,
какие наказания терпит племя Христиан. И подошла Пресвятая и посмотрела, и
одних слышала, а других не замечала. И вопросила архистратига: Кто это, и
каково прегрешение их? И сказал архистратиг: Это, Пресвятая, крестившиеся и
принявшие слово Христово, но дела дьявольские творившие; и упустили они время
раскаяния своего, и за то им здесь наказание такое.
XXV. И
сказала Она: Молю тебя, одна просьба к тебе у Меня: да буду и Я предана
наказанию с Христианами, ибо то дети Сына Моего. И сказал архистратиг: Ты
почивай в Раю, Святая Госпожа Богородица. И сказала Пресвятая: Молю тебя,
подвигни тверди, коих четырнадцать, и небеса, коих семь, и помолимся за
Христиан, да услышит нас Господь Бог и помилует их. И сказал архистратиг: Жив
Господь Бог, Имя великое (Его призываем мы) семь раз днем и семь раз ночью,
когда хвалу Господу возносим, и память о грешниках творим, но ни во что не
ставит нас Господь.
XXVI. И
сказала Пресвятая: Молю тебя, архистратиг, повели войску ангельскому, и да
поднимут Меня в выси небесные и поставят Меня пред незримым Отцом. И тотчас
повелел архистратиг, и предстала колесница херувимская и серафимская, и подняли
Благодатную в выси небесные, и поставили Ее пред незримым Отцом. И протянула
руки Свои к чистому престолу Отца и сказала: Помилуй, Господи, грешников
Христианских, ибо видела Я наказание их и не могу вынести плача их. Желаю пойти
и терпеть наказания вместе с грешниками Христианскими. И раздался глас,
говорящий к Ней: Как Мне помиловать их, если они друг друга не миловали? И
сказала Святая Богородица к чистому престолу Отца: Не прошу Я, Господи, за
неверных Иудеев, но к Христианам прошу милосердия Твоего. И раздался глас
незримого Отца, говорящий: Как Мне помиловать их, если они своих братьев не
миловали? И сказала Пресвятая: Господи, помилуй грешников, обрати взор Твой на
их муки, ибо вся тварь на земле имя Мое призывает, когда же душа из тела
исходит, восклицает она: Святая Госпожа Богородица! Тогда сказал Ей Господь:
Слушай, Пресвятая Богородица: если кто имя Твое изрекает и призывает, не покину
Я его ни в небе, ни на земле.
XXVII. И
сказала Пресвятая: Где Моисей? Где все пророки и отцы, никогда не грешившие?
Где ты, Павел, святой Божий? Где Святая Церковь, слава Христиан? Где сила
Честного и Животворящего Креста, избавившего Адама и Еву от древнего проклятия?
Тогда Михаил и все ангелы вознесли один глас, говоря: Помилуй грешников,
Господи! Тогда молвил Моисей: Помилуй тех, Господи, кому дал я Закон Твой!
Тогда воскликнул Иоанн: Помилуй тех, Господи, кому дал я Евангелие Твое! Тогда
воскликнул Павел: Помилуй тех, Господи, кому Послания Твои передавал я в
Церкви! И сказал Господь Бог: Слушайте, все праведные. По Закону, данному
Моисеем, и по Евангелию, данному Иоанном, и по Посланиям, переданным Павлом,
пусть и будут они судимы. И нечего им было сказать, кроме: Помилуй, Судия
праведный!
XXVIII. И
сказала Пресвятая Богородица: Помилуй, Господи, Христиан, ибо и Закон Твой
хранили, и Евангелие Твое соблюдали, но несведущи были. Тогда сказал Ей
Господь: Слушай, Пресвятая. Если кто делал зло, и не воздавали они злом, верно
говоришь Ты, что по Закону Моему и по Евангелию Моему творили. Если же не
делали им зла, а они злом воздавали, как скажу Я, что святы они? Ныне воздается
им по злобе их. Тогда не мог никто из слушавших глас Господа ничего ответить. И
увидела Пресвятая, что смутились святые, и не внимает Господь, и сокрытой от
них остается милость Его, и сказала Она: Где Гавриил, объявивший Мне: Радуйся,
ибо предвечно зачнешь Ты Собезначального Отцу! — а ныне не призрит на грешников?
Где великий
архистратиг? Придите, все святые, коих наградил Бог, падем пред незримым Отцом,
дабы услышал нас Господь Бог и помиловал грешников Тогда архистратиг Михаил и
все святые пали ни пред незримым Отцом, говоря: Помилуй, Господ! грешников
Христианских!
XXIX. Тогда
Господь, узрев мольбу святых и умилосердствовавшись, сказал: Низойди, Сын Мой
возлюбленный, и по молитве святых яви лик Твой на земле для грешников. Тогда
сошел Господь с чистого Своего престола, и узрели Его те, кто терпел наказания,
и вознесли все один глас, говоря: Помилуй нас, Царь Вечный! Тогда сказал
Владыка надо всеми: Слушайте, грешники и праведники. Я сотворил Рай и сотворил
человека по образу Моему. Но преступил человек и от собственных прегрешений был
предан смерти. Я же не вынес того, что дела рук моих — во власти Змея; оттого
наклонил Я небеса, и низошел, и рожден был от Святой Пречистой Богородицы
Марии, дабы освободить вас. В Иордане принял Я крещение, дабы сохранить
естество, состарившееся от греха. И на кресте был Я распят, дабы избавить вас
от древнего проклятия. Воды просил Я, а дали вы Мне уксус, с желчью смешанный.
Был Я во гроб положен, попрал Врага, воскресил избранных Моих, но и так не
желали вы слушать Меня. Ныне же по молитве Матери Моей Марии — ибо плакала за
вас много — и по молитве Михаила, архангела Моего, и множества святых Моих
дарую вам отдых в день Пятидесятницы, дабы славили вы Отца и Сына и Святого
Духа.
XXX. Тогда
все ангелы и архангелы, престолы, господства, начала, власти, силы, и многоокие
херувимы, и шестикрылые серафимы, и все апостолы, и пророки, и мученики, и все
святые вознесли один глас, говоря: Слава Тебе, Господи, слава Тебе, Человеколюбец,
слава Тебе, Царь Вечный, слава милосердию Твоему, слава долготерпению Твоему,
слава неизреченному правосудию Твоему, ибо смиловался Ты над грешниками и
нечестивцами, милуешь Ты и спасаешь.
Слава Ему и
держава, Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь».
Заключение.
Верите Вы или нет в чудесные явления Девы Марии,
но к посланиям Божией Матери нужно
относиться очень серьезно. Они содержат информацию, которая дает нам
возможность избежать предстоящих войн и катаклизмов и направить свои стопы на
правильный путь, ведущий в счастливое будущее. Бог предопределил Богородице быть
духовной Матерью всех без исключения людей. Она есть Мать всех, кто знает Ее и
всех, кто о Ней не знает. Она Мать всех тех, кто принимает Ее, и тех, кто
отвергает. Она нежно любит всех Своих детей и заступается за них. Пресвятая
знает по имени каждого из нас.
Просьбы Богородицы очень просты – не грешите, вернитесь к Богу, покайтесь и соблюдайте
заповеди Божьи. Напомню тем, кто позабыл или не знает о них, краткое содержание
десяти заповедей данных самим Всевышним.
1. Бог один и нет других богов, кроме него.
2. Не сотвори себе кумиров, не поклоняйся и не
служи им.
3. Не упоминай имени Бога всуе.
4. Шесть дней работай, а седьмой день - Богу.
5. Чти отца своего и мать свою.
6. Не убий.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не укради.
9. Не лжесвидетельствуй.
10. Не пожелай того, что принадлежит ближнему
твоему.
Если каждый
из нас будет соблюдать заветы Бога, то, исходя из откровений Девы Марии,
Всевышний помилует грешное человечество и будущие войны и катаклизмы минуют
нас. У нас еще есть срок покаяться и избежать ужасных страданий, но времени
осталось очень и очень мало. Возможно, великие испытания и бедствия начнутся
уже в марте-апреле 2012 года.
Литература.
Архипов В.
Стена нерушимая. Явления Богоматери на Русской земле. М., 2005.
Басов Д.
Чудо мироточения. СПб., 2001.
Беседа преп. Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым.
Листок Св. Троице-Сергиевой Лавры, 1914 г.
Громыко М.
Мир русской деревни. М., 1991.
Гумерова Л.
Иверский избранник. Уфа, 2000.
Дворкин А.
Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Н. Новгород, 2005.
«Державный
катехизис», М, изд-во «Новая Святая Русь», 1997 г.
Емеличев В.
Рассказы о чудесах. М., 1999.
Изборник //
Библиотека всемирной литературы. М., 1969.
Ильинская
А., Гиоргобиани Д Чудо о схимонахине Гаврииле. М., 2004.
Канторович
В. Явление Девы Марии Гваделупской. М., 1993.
Книга об
иконе Богоматери Одигитрии Тихвинской. СПб., 2004.
Колпакова Г.
Небо на земле. Фома. 2003. № 1 (15).
Коняевы М. и
Н. Свирские святые. СПб. 1997.
Костин А.
Тайны чудес и знамений. М., 2004.
Кураев А.
Христианство на пределе истории. М., 2003.
Нечволодов
А. Сказания о русской земле: в 4 т. М., 1991.
Нилус С.
Голос веры из мира торжествующего неверия. СПб., 1997.
Нилус С. А.
«Святыня под спудом», 1991 г.
Новые
православные чудеса. М., 1996.
«Откровение
Божией Матери в России (1984 – 1991 гг.) пророку епископу Иоанну. Одигитрия -
Путеводительница», М., «Богородичный Центр», 1991 г.).
Патриарх Сергий и его духовное наследство. Моск. Патриархия,
1947.
Потапов В.
Тайная история человечества. М., 2004.
Православные
чудеса в ХХ веке. М., 1995.
Православные
чудеса в ХХ веке. М., 1993. Вып. 2.
Православные
чудеса в ХХ веке. М., 1993. Вып. 4.
Пресвятая
Богородица. Жизнь. Предания. Память / сост. М. Воскресенский. М., 2000.
Россия перед
вторым пришествием. Сергиев Посад, 1993.
Свенцицкая
И. Раннее христианство: страницы истории. М., 1988.
Снессорева
С. Земная жизнь пресвятой Богородицы и описание чудотворных Ее икон. Ярославль,
1997.
Стрижев А. Н. «Грядущие судьбы России. Пророчества
Преподобного Серафима Саровского». Газета «День», 1991, №1.
«Страдания
Спасителя мира Иисуса Христа» по благодатным видениям блаж. Екатерины Эмерих.
Киев, УПЦ, 1995 г.
Сурский. И. К. «Отец Иоанн Кронштадтский». Белград,
1924 г. Т. 2, с. 24.
Фомин С. А. «Русь перед вторым пришествием», изд. 2,
Житомир, «Житомир-Рико-Пресс-Реклама», 1995 г.
Швец В. О
чудесах Казанской иконы Богоматери. Митрополит Илия (Карам) и Россия. М., 2005.
Комментариев нет:
Отправить комментарий