Серафим Саровский, в миру - Прохор Исидорович
Мошнин. Родился 19 (30) июля 1759 г. (по др. данным 1754) в городе Курск.
Скончался 2 (14) января 1833 года. Преподобный
Серафим, один из наиболее почитаемых в Русской православной церкви святых. Серафиму
Саровскому Богородица являлась 12 раз. Дева Мария вещала о событиях будущего,
давала старцу наставления и несколько раз исцеляла его от смертельных недугов.
Из
воспоминаний о Серафиме Саровском и Божьей Матери: «Послушай, радость моя!-
продолжал отец Серафим («да так-то сладостно, хорошо», - прибавила Ксения), - я
тебе открою тайну, только смотри, умолчи ее до времени. Сама Божия Матерь ведь
избрала это место! А чего Царица-то Небесная не возможет; все будет у Ней! Вот
она приказала мне, убогому Серафиму, поставить мельницу для девушек в два
постава, чтобы она вечно кормила бы их. Потом благословила Матерь-то Божия и
церковь им свою выстроить, матушка! Во, радость моя, благодать-то у нас какая:
и мельница, и церковь, и земля, и все, все свое у нас будет! Это я тебе только
говорю, а ты умолчи до времени». Ксения хотя и слушала батюшку, но странно
показалось ей, как все это может возникнуть, когда ничего у обители и сама земля – чужая кругом. Тогда отец
Серафим, провидя ее мысли, взял за руку, потрясая ее, и произнес: «Ведь вот ты
какая! Говоришь, что любишь меня, а усомнилась и не веришь убогому Серафиму!
Поверь мне, матушка, все это совершится!» Вид отца Серафима при этом был
чудесен, привлекателен и весьма вдруг просветлел…
Старица
Домна Фоминишна (впоследствии монахиня Дорофея) сообщила следующее: «Я пришла,
- говорила она, - по благословению батюшки Серафима в Дивеев на мельницу.
Старшая Прасковья Степановна приняла меня; тут было уже двенадцать сестер, я –
тринадцатая. Ничего еще не имея, жили мы все в
одной келлейке; потом постепенно выстроил нам батюшка еще келлию, под
названием больничной; после еще две келлии, а сестры-то все поступали да прибывали,
и приказал нам батюшка, кроме этих четырех, еще выстроить большую келлию,
сказав: «В ней госпожа будет жить!» Мы все так и думали, что в нее приедет к
нам жить какая-либо высокородная госпожа-барыня, но все нет да нет никого. Так
наконец и скончался наш батюшка, а по кончине его принесли к нам по завету
батюшки и прямо в эту келлию и поставили чудотворную икону его – Умиления
Божией Матери, «Всех радостей радость», как он ее всегда называл, пред которой
на коленочках во время молитвы и отошел, словно будто и не умер. Стал этот
корпус наш трапезою, и тут только поняли мы все, о какой Высокой Госпоже
предрекал наш батюшка! И все служили мы Ей, потому что пред Нею всегда, не
переставая, читались акафисты! Так-то вот, все, все знал батюшка, все было ему
открыто, и по вере к нему собирались мы жить все равно, что на нет – ничего;
было одно лишь голое поле, да и то чужое, а к смерти-то батюшкиной явились у
нас и келлии, и корпуса, и церковь, и канавка, и земля своя, а по кончине-то
его пришла Сама Матерь Божия и поселилась жить у нас! Теперь вот 1887 годи, и
дожила я, как предрекал батюшка, и все совершилось, и чего-чего только нет-то у
нас! И во сне тогда никому бы того не приснилось!
Сестра из
дворян Ольга Михайловна Климова рассказывала, что, имея послушание быть
«лошадницею», она возила лес и дрова. Однажды отец Серафим дал ей тысячу рублей
денег, говоря: «Это, матушка, на устройство и обзаведение у вас большой келлии,
для Высокой Госпожи, которая жить будет у вас! Надо все приготовить для Нее; ты
вот и смотри, матушка, чтоб у вас все было готово. А когда прибудет Она, то вы
все и служите Ей, а Глафира Васильевна пусть за Ней и походит». […] Далее Ольга
Михайловна прибавила: «И мне было чудно, какая же это Госпожа Великая поселится
в нем с нами? Скончался батюшка, и покойный игумен Нифонт призвал к себе отца
Павла, келейника батюшки, отдал ему икону чудотворную Царицы Небесной Умиления,
пред которой отец Серафим всегда молился, и приказал отдать ее мельничным. «Она
туда им надлежит?» - сказал игумен. Тогда разъяснились слова батюшки, когда
принесли в новую, приготовленную для Госпожи Высокой, келлию Владычицу нашу.
Все служили Ей, а Глафира Васильевна, как сказал батюшка, действительно ходила
за Нею. На иконе не было ризы в то время, а так любила Глафира Васильевна
Царицу Небесную, что, бывало, нечем украсить, то цветов полевых нарвет, сплетет
с молитвой венки, да и украсит. Все ночи на молитве перед Ней стояла, читая по тысяче молитв к Богородице и более».
Из
воспоминаний Николая Мотовилова: «Часто он от Давида переводил разговор к
нашему великому государю императору и по целым часам беседовал со мною о нем и
о царстве Русском; жалел о зломыслящих противу всеавгустейшей особы его.
Явственно говоря мне о том, что они хотели сделать, он приводил меня в ужас, а
рассказывая о казни, уготованной им от Господа, и удостоверяя меня в словах
своих, прибавлял:
«Будет это
непременно: Господь, видя нераскаянную злобу сердец их, попустит их начинаниям
на малое время, но болезнь их обратится на главу их и на верх их снидет
неправда пагубных замыслов их. Земля Русская обагрится реками кровей, и много
дворян побиено будет за великого государя и целость самодержавия его, но не до
конца прогневается Господь и не попустит разрушиться до конца земле Русской,
потому что в ней одной преимущественно сохраняется еще Православие и остатки
благочестия христианского».
Пророчество
об Иване Колоколе: «Вот, матушка, - говорил он, - когда у нас будет собор,
тогда московский колокол Иван Великий сам к нам придет! Когда его повесят, да в первый-то раз ударят
в него и он загудит, - и батюшка
изобразил голосом, - тогда мы с вами проснемся! О! Во, матушки вы мои, какая
будет радость! Среди лета запоют Пасху! А народу-то, народу-то, со всех сторон,
со всех сторон!» Помолчав немного, продолжал батюшка: «Но эта радость будет на
самое короткое время: что далее, матушки, будет… такая скорбь, чего от начала
мира не было!» И светлое лицо батюшки вдруг изменилось, померкло и приняло
скорбное выражение. Опустя головку, он поник долу, и слезы струями полились по
щекам».
Пророчество о Воскрешении.
«Мне,
убогому Серафиму, от Господа Бога положено жить гораздо более ста лет. Но так
как к тому времени архиереи русские так онечестивятся, что нечестием своим
превзойдут архиереев греческих во времена Феодосия Юнейшего, так что даже и
важнейшему догмату Христовой Веры - Воскресению Христову и всеобщему
Воскресению веровать не будут, то посему Господу Богу угодно до времени меня,
убогого Серафима, от сея превременныя жизни взять и затем во утверждение
догмата воскресения, воскресить меня, и воскрешение мое будет, яко воскрешение
седми отроков в пещере Охлонской во времена Феодосия Юнейшего. По воскрешении
же моем я перейду из Сарова в Дивеев, где буду проповедовать всемирное
покаяние. И на сие великое чудо соберутся в Дивееве люди со всех концов земли и
там, проповедуя им покаяние, я открою четверо мощей и сам между ними пятым
лягу. Но тогда уж настанет и конец всему.
«Не то диво,
что не дошло за 100 саженей до моей хижины, а то диво, что моя смерть будет
подобно смерти отроков Ефесских, 300 лет спавших в пещере. Как они восстали во
уверение Всеобщего Воскресения, так и я восстану перед последним концом и
возлягу в Дивееве. Дивеево будет называться не по селу Дивеево, а по всемирному
Диву».
«Тогда в
Дивееве будет диво всемирное, ибо из него изведет Господь Бог Свет Спасения не
только для России, но и для всего мира во времена антихриста».
О будущем
царе: «Приедет к нам Царь и вся Фамилия! Дивеево-то Лавра будет, Вертьяново -
город, а Арзамас - губерния! Станут все приходить к нам, запираться для
отдыха-то будем; станут деньги давать, только берите; в оградку станут кидать,
а нам уже не нужно, много своих тогда будет!
А как
Царская-то Фамилия у нас побывает, то весь Дивеев-то - диво будет всему свету!
Села тут уже не будет, а город. И земля вся, и вокруг все наше будет, и жители
кругом все нам служить станут!».
«В последнее
же время будет у вас изобилие во всем, но тогда уже будет всему конец.
Но эта
радость будет на самое короткое время: что далее будет такая скорбь, чего от
начала мира не было!».
Тогда жизнь
будет краткая. Ангелы едва будут успевать брать души!
«При светопреставлении
вся земля сгорит, и ничего не останется. Только три церкви по всему свету, со
всего света будут взяты целиком, неразрушенными, на небо: одна-то в Киевской
Лавре, другая (уж, право, не вспомню), а третья-то ваша, Казанская».
«Кто в
Дивееве у меня живет, не для чего ему никуда ходить, ни в Иерусалим, ни в Киев,
пройди по канавке-то с четочками, прочти полтораста Богородиц, - тут у меня и
Иерусалим и Киев!
«Когда
век-то кончится, сначала станет антихрист с храмов кресты снимать да монастыри
разорять, и все монастыри разорит! А к вашему-то подойдет, подойдет, а
канавка-то и станет от земли до неба, ему и нельзя к вам взойти-то; нигде не
допустит канавка, так прочь и уйдет!
Когда придет
антихрист, ему на землю всюду доступ будет, а как дойдет до места, где Ее
(Богородицы) Пречистые стопочки прошли, так и не переступит, а обитель на небо
поднимется…
Подойдет
антихрист, а он (Казанский собор) весь на воздух и поднимется и не сможет взять
его. Достойные, которые взойдут в него, останутся в нем, а другие, хотя и
взойдут, но будут падать на землю. Так и не сможет достать вас антихрист-то;
все равно как в Киев приходили разбойники, а церковь-то поднялась на воздух;
достать-то они ее не могли. Так вот и собор ваш и канавка поднимуться тоже до
неба и защитят вас и ничего не сможет сделать антихрист!».
Все пройдет
и кончится. И обители уничтожатся, а у убогого Серафима в Дивееве до самого дня
пришествия Христова будет совершаться Бескровная жертва!
«Будет
некогда царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси,
много крови потечет за то, что восстанут против этого царя и самодержавия, но
Бог царя возвеличит...
«До рождения
антихриста произойдет великая продолжительная война и страшная революция в
России, по точному выражению отца Серафима, превышающая всякое воображение
человеческое, ибо кровопролитие будет ужаснейшее: бунты Разинский, Пугачевский,
Французская революция – ничто в сравнении с тем, что будет с Россией. Произойдет
гибель множества верных отечеству людей, разграбление церковного имущества и
монастырей; осквернение церквей Господних; уничтожение и разграбление богатства
добрых людей; реки крови русской прольются. Но Господь помилует Россию и
приведет ее путем страданий к великой славе…».
Мне, убогому
Серафиму, Господь открыл, что на земле Русской будут великие бедствия.
Православная вера будет попрана, архиереи Церкви Божией и другие духовные лица
отступят от чистоты Православия, и за это Господь тяжко их накажет. Я, убогий
Серафим, три дня и три ночи молил Господа, чтобы он лучше меня лишил Царствия
Небесного, а их помиловал. Но Господь ответил «Не помилую их: ибо они учат
учениям человеческим, и языком чтут Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня…
Всякое
желание внести изменения в правила и учения Святой Церкви есть ересь… хула на
Духа Святого, которая не простится вовек. По этому пути пойдут архиереи Русской
земли и духовенство, и гнев Божий поразит их…
Но не до
конца прогневается Господь и не попустит разрушиться до конца земле русской,
потому что в ней одной преимущественно сохраняется еще Православие и остатки
благочестия христианского... У нас вера Православная, Церковь, не имеющая
никакого порока. Ради сих добродетелей Россия всегда будет славна и врагам страшна
и непреоборима, имущая веру и благочестие - сих врата адовы не одолеют...
Перед концом
времен Россия сольется в одно великое море с прочими землями и племенами
славянскими, она составит одно море или тот громадный вселенский океан
народный, о коем Господь Бог издревле изрек устами всех святых: «Грозное и
непобедимое Царство Всероссийское, всеславянское - Гога и Магога, пред которым
в трепете все народы будут». И все это - все равно как дважды два четыре, и
непременно, как Бог свят, издревле предрекший о нем и его грозном владычестве
над землею. Соединенными силами России и других народов Константинополь и
Иерусалим будут полонены. При разделе Турции она почти вся останется за
Россией...».
Из пророчеств Серафима Саровского, записанных
монахом Мотовиловым, о царствовании Антихриста: «Тогда легко будет предузнать
воцарение его в старом Иерусалиме, на всей поверхности земного шара, кроме
нынешней территории России и внутренней Азии, где живут 10 колен царства
Израильского. Россия сольется в одно море великое с прочими землями и племенами
славянскими, они составят одно море или тот громадный вселенский океан
народный, о коем Господь Бог издревле изрек устами всех святых: «Грозное и
непобедимое царство всероссийское, всеславянское – Гога и Могога, пред которым в трепете все народы
будут. И все это, все верно, как дважды два четыре, и непременно, как Бог свят,
издревле предрекший о нем и его грозном владычестве над землею. Соединенными
силами России и других Константинополь (Стамбул – прим. С.В.) и Иерусалим будут
полонены. При разделе Турции она почти вся останется за Россией, и Россия
соединенными силами со многими другими государствами возьмет Вену, а за домом
Габсбургов останется около 7 миллионов коренных венцев, и там устроится
территория Австрийской империи. Франции за ее любовь к Богородице – Св. Мадонне
– дается до семнадцати французов со столицей городом Реймсом, а Париж будет
совершенно уничтожен. Дому Наполеонидов дается Сардиния, Корсика и Савойя.
Когда Империя Русская получит сто восемьдесят миллионов в свое владение, должно
ожидать явление Антихриста.
1) Антихрист родится в России между Петербургом и
Москвой, в том великом городе, который по соединении всех племен славянских с
Россией будет второй столицей царства Русского и назван будет «Москво-Петроградом»
или «Градом конца», как именует его Господь Дух Святой, издалече все
предусматривающий.
2) До явления Антихриста должен состояться Восьмой
Вселенский Собор всех Церквей под Единую Главу Христа Жизнодавца и под единый
Покров Божьей Матери…». Цель Антихриста и его сподвижников «под предлогом
полного равноправного благоустройства на земле с помощью фанатизированных ими
людей вызвать анархию во всех государствах и разрушить христианство во всем
мире и, наконец, силою золота, сосредоточенного в их руках, подчинить весь мир
антихристианству, в лице единовластного самодержавного царя, царя Богоборного,
одного над всем миром»…. Между учением последователей его и учением Господа
Иисуса Христа нет ничего общего, здесь – огромная пропасть…».
В пророчествах Серафима Саровского упоминается,
что будущий Антихрист появится на свет в результате искусственного
оплодотворения: …среди славян и русских родится истинный Антихрист-Бесочеловек,
сын жены блудницы Данова поколения и сын диавола через искусственное перенесение
к ней семени мужеского, с которым вместе вселится в утробу ея дух тьмы. Но
некто из русских, доживший до рождения Антихриста, подобно Симеону Богоприимцу,
благословившего Отрока Иисуса и возвестившему о рождении Его миру, проклянет
рожденного Антихриста и возвестит миру, что он есть истинный Антихрист».
Пророчество
Серафима Саровского, о далеком будущем записанного монахом Мотовиловым:
«Евреи и славяне суть два народа судеб
Божьих, сосуды и свидетели Его, ковчеги нерушимые…. За то, что евреи не приняли
и не признали Господа Иисуса Христа, они рассеяны по лицу всей земли. Но во
времена Антихриста множество евреев обратятся ко Христу, так как они поймут,
что ошибочно ожидаемый ими Мессия – не кто иной, как Тот про Которого Господь
наш Иисус Христос сказал: «Я пришел во имя Отца Моего, и не приняли Меня, иной
придет во имя свое, и примут его». Итак, не смотря на великое их пред Богом
преступление, евреи были и есть возлюбленный пред Богом народ. Славяне же
любимы Богом за то, что до конца сохраняют истинную веру в Господа Иисуса
Христа. Во времена Антихриста они совершенно отвергнуты и не признают его
Мессией, и за то удостоятся великого благодеяния Божия: будет всемогущественный
язык на земле, и другого царства более всемогущественного Русско-Славянского не
будет на земле».
Комментариев нет:
Отправить комментарий