«История
этой иконы получила начало далеко от Приморья. По преданию, ее написали в
Киево-Печерской Лавре после того, как одному из пришедших туда паломников
случилось во сне откровение.
Ровно за два
месяца до начала русско-японской войны, 11 декабря 1903 года, в Киево-Печерскую
лавру, в Дальние пещеры, пришел поговеть из Бессарабской губернии
старик-матрос, участник обороны Севастополя. Он усердно молился о русском флоте
в Порт-Артуре. Однажды во сне ему было видение: стоящая спиной к заливу моря
Пресвятая Богородица, держащая в руках продолговатый плат с сиреневой каемкой,
на котором был изображен лик Спасителя. Хитон Божией Матери был синим, а
верхнее одеяние - коричневым. Обе стопы Ее попирали обнаженные и отточенные
обоюдоострые мечи. С правой стороны над пречистым ликом Богородицы находился
Архистратиг Михаил, с левой - Архангел Гавриил. Над Нею Ангелы держали в
облаках царскую корону, увенчанную перекрещивающимися радугами с крестом
наверху. Еще выше Бесплотные Силы поддерживали облака, на которых восседал
Господь Саваоф; над ним была надпись по сиянию: «Да будет едино стадо и един
пастырь».
Пресвятая
Богородица успокоила пораженного страхом матроса и поведала ему, что вскоре
начнется война, в которой Россию ждут тяжелые потери и испытания. Владычица
Небесная приказала изготовить образ, точно отображающий видение, и отправить
икону в Порт-Артурскую церковь, обещая помощь, покровительство и победу
русскому воинству тотчас по прибытии образа на указанное место.
Видение
старика-матроса, севастопольца, стало известно богомольцам Киево-Печерской
лавры. Когда пришло первое известие о начале русско-японской войны, десять
тысяч богомольцев по пятачку (более от одного лица не принимали) собрали сумму,
необходимую на материалы для иконы. За работу мастера ничего не взяли.
Образ был
изготовлен точно по указанию матроса. На нем эмалированной вязью было написано:
«В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от
святых обителей Киевских и 10000 богомольцев и друзей». Образ вместе с резной
рамой составлял 2 аршина 1 1/2 вершка (около 149 см) в высоту и 1 1/2 аршина
(около 107 см) в ширину. Размеры иконы без рамы: высота - 1 3/4 аршина (около 124
см), ширина - 1 аршин 1 1/2 вершка (около 77 см).
Летом 1904
года икона прибыла на Дальний Восток, о чем подробно рассказали «Владивостокские
епархиальные ведомости» (№ 16-17. 1 сентября 1904 года; № 2. 15 января 1905
года; № 10. 15 мая 1905 года).
2 августа
Преосвященный епископ Владивостокский и Приморский Евсевий (Никольский) в
кафедральном соборе принял святую икону «Торжество Пресвятой Богородицы»,
предназначавшуюся для Порт-Артурского собора и до того времени находившуюся у
начальника Тихоокеанской эскадры вице-адмирала Н. И. Скрыдлова. Вице-адмирал Н.
И. Скрыдлов, которому это поручение было дано Государыней Императрицей Марией
Федоровной, по прибытии во Владивосток обратился к ней с просьбой о разрешении
временно поставить икону во Владивостокском кафедральном соборе. Ее
Императорское Величество изъявила согласие в телеграмме, которая была получена
во Владивостоке 2 августа.
Многие
верующие выражали недоумение и неудовольствие тем, что Порт-Артурская икона не
доставляется к месту назначения. Однако задержка с отправкой была обусловлена
отсутствием свободных кораблей, способных безопасно доставить икону, и
активными военными действиями в осажденном Порт-Артуре.
С иконы
«Торжество Пресвятой Богородицы» было снято несколько копий. Вначале было
сделано несколько копий фотографическим способом. С фотокопии один
владивостокский живописец снял еще одну копию (писана на дереве масляными
красками в уменьшенном размере). Предполагалось, что несколько фотокопий иконы
будут посланы сухим путем по почте в Чифу на имя русского консула с просьбой
при первом удобном случае переправить их в Порт-Артур.
Копию иконы
на дереве было решено отослать в Порт-Артур первым же транспортом. Доставить
живописную копию иконы в Порт-Артур взялся доброволец-матрос Пленков, это было
в октябре. Но транспорт попал в сильный шторм и вернулся во Владивосток.
Вторично на этом же транспорте икона была отправлена 16 ноября. Результаты этой
поездки остались неизвестными.
Наконец
доставить подлинную икону в Порт-Артур взялся Николай Николаевич Федоров -
50-летний отставной ротмистр лейб-гвардии Уланского Ее Величества полка,
участник русско-турецкой войны 1877-1878 годов, в 1904 году - делопроизводитель
Императорской охоты. Он из газет узнал о судьбе Порт-Артурской иконы и решил
взять на себя трудный и опасный подвиг - доставить означенную икону в Артур.
Его духовник отец Иоанн Кронштадтский дал ему на это свое благословение.
В первых
числах октября Н. Н. Федоров выехал из Петербурга во Владивосток, куда прибыл 7
ноября 1904 года. 21 ноября (4 декабря), в день праздника Введения во храм
Пресвятой Богородицы, после Литургии в кафедральном соборе при большом стечении
народа в последний раз перед иконой «Торжество Пресвятой Богородицы» было
совершено торжественное молебствие. После молебна икона была заключена в
специально приготовленный для нее футляр и отправлена на норвежский пароход,
который увез икону из Владивостока. Владивостокцам осталась копия этой иконы в
натуральную величину, писанная на медной доске масляными красками.
Первое
сообщение от Н. Н. Федорова было получено 7 января 1905 года, это была
телеграмма, поданная им 4 января со станции №Первая застава» на реке Ляохе. В
этой телеграмме Федоров просил выслать его вещи в Харбин до востребования. Об
иконе Н. Федоров сообщил в письме, которое пришло 11 января. Стало известно,
что икона «Торжество Пресвятой Богородицы» в Порт-Артур доставлена не была.
Город к тому времени уже был сдан. Испросив разрешения в Петербурге, Федоров
отправил ее в действующую армию, к генералу Куропаткину.
Дальнейшая
судьба Порт-Артурской иконы беспокоила многих владивостокцев, которые
неоднократно обращались с запросами к Владыке Евсевию. Выражая общее
беспокойство, Владыка обратился к главному священнику армии протоиерею Сергию
Голубеву, который телеграммой от 28 апреля 1905 года ответил: «Икона «Торжество
Богородицы» после неудавшейся попытки чиновника Федорова препроводить ее в
Порт-Артур была доставлена в ставку Главнокомандующего и с этого времени
находится в походной церкви Главнокомандующего».
О дальнейших
событиях, связанных с иконой, можно только гадать. Известно письмо отца Иоанна
Кронштадтского: «Вождь нашего воинства А. Н. Куропаткин оставил все поднесенные
ему иконы у японцев-язычников, между тем как мирские вещи все захватил. Каково
отношение к вере и святыне церковной! За то Господь не благословляет оружия
нашего и враги побеждают нас. За то мы стали в посмеяние и попрание всем врагам
нашим». Н. Мизь. Владивостокская епархия.
О заступничестве Богоматери.
Отставной полковник
О., военный доктор, фронтовик, на Общем собрании членов братства святителя
Иоасафа, епископа Белгородского 4 сентября 1915 г. в Петрограде рассказал о
двух явлениях ему Чудотворца: «Года за два до войны, следовательно, в 1912 году
явился ко мне в сновидении Святитель Иоасаф, и, взяв меня за руку, вывел на
высокую гору, откуда нашему взору открывалась вся Россия, залитая кровью.
Я
содрогнулся от ужаса... Не было ни одного города, ни одного села, ни одного
клочка земли, не покрытого кровью... Я слышал отдаленные вопли и стоны людей,
зловещий гул орудий и свист летающих пуль, зигзагами пересекавших воздух; я
видел, как переполненные кровью реки выходили из берегов и грозными потоками
заливали землю...
Картина была
так ужасна, что я бросился к ногам Святителя, чтобы молить Его о пощаде. Но от
трепетания сердечного я только судорожно хватался за одежды Святителя и, смотря
на Угодника глазами, полными ужаса, не мог выговорить ни одного слова.
Между тем
Святитель стоял неподвижно и точно всматривался в кровавые дали, а затем изрек
мне:
«Покайтесь...
Этого еще нет, но скоро будет»...
Уже после
начала войны полковнику О. было второе явление Святителя Иоасафа: «Лик Его был
скорбен. – «Поздно, – сказал Святитель, – теперь только одна Матерь Божия может
спасти Россию. Владимирский образ Царицы Небесной, которым благословила меня на
иночество мать моя, и который ныне пребывает над моею ракою в Белгороде, также
и Песчанский образ Божией Матери, что в селе Песках подле г. Изюма, обретенный
мною в бытность мою епископом Белгородским, нужно немедленно доставить на
фронт, и пока они там будут находиться, до тех пор милость Господня не оставит
Россию. Матери Божией угодно пройти по линям фронта и покрыть его Своим
омофором от нападений вражеских... В иконах сих источник благодати, и тогда
смилуется Господь по молитвам Матери Своей!».
Сказав это,
Святитель стал невидимым, и я очнулся».
Комментариев нет:
Отправить комментарий